9 ноября 2011 г.

Ранцевому парашюту исполняется 100 лет

Союз Десантников России
В этот день ровно сто лет назад - в 1911 году - русский инженер Глеб Котельников изобрел парашют.
В небе болтаются толпы бездельников, что ж ты наделал, товарищ Котельников.
Это имя в нашей стране знает каждый, кто хоть раз сам прыгал с парашютом. Тем более, что до последнего времени в воздушно десантных войсках на вооружении были авиационные ранцевые парашюты, именно такого принципа действия, который был придуман Глебом Евгеньевичем в начале прошлого века. Разработкой спасательного средства для летчиков Котельников занялся в 1910 году. Его до глубины души поразила смерть одного из пионеров авиации летчика Мациевича, его аэроплан развалился в воздухе, набрав рекордно большую высоту. И Мациевич мог бы спастись, будь у него за спиной парашют. До изобретения Котельникова пилотов пытались спасти, устанавливая на фюзеляже длинные сложенные "зонтики". Котельников предложил принципиально другой способ. Ранцевый парашют, на спине. Теперь это столь очевидно и привычно, что, кажется, по-другому и быть не должно. Обычно датой изобретения считают либо день получения патента, либо дату первого опытного испытания. В данном случае, речь о дневниковой записи отца-изобретателя. Что, наверное, правильней. А первое показательное испытание своего парашюта Котельников произвел в июне следующего, 1912 года... С помощью автомобиля. Машину, в кузове которой лежал металлический ранец с парашютом, разогнали. Сидевший в машине Котельников дернул спусковой ремень. Сила возникшего торможения была столь велика, что у автомобиля заглох мотор. Потом конструкцию испытали на манекенах, сбрасываемых с аэростатов. И только после этого, а также получения официального патента, причем выданного Котельникову во Франции, дело дошло до испытаний, так сказать, на самом деле. 5 января 1913 года некто Оссовский, студент (внимание!) Петербургской консерватории, впервые прыгнул с парашютом системы РК-1 с 60-метровой отметки моста через Сену. Во французском же городе Руане. Испытание прошло успешно.
Парашютом Котельникова можно было маневрировать. А значит, успешно использовать для высадки десанта. Это решило его судьбу. 20-30 годы - время первого расцвета парашютного спорта. Накануне Второй мировой войны в Советском Союзе парашютные школы были уже по всей стране.
Котельников пытался усовершенствовать свой парашют, но без профессиональных знаний было сложно: к тому времени доработкой его изобретения уже занимались лучшие инженеры и конструкторские бюро. Власти, правда, наградили его значком "Конструктор", а чуть позже - орденом Красного Звезды, но по большому счету бывший актер, чьим изобретением до сих пор пользуется весь мир, оказался не у дел.
Парашютная система быстро стала очень сложным устройством. "Парашют состоит ведь не из одной, не из десяти, а из тысячи деталей. Каждый узел собирается из определенных частей. Поэтому на каждую ленточку, каждую деталь есть свое лекало", - говорит ведущий конструктор парашютного завода Владимир Маляев.
Современные конструкторы идут еще дальше: экспериментируют с формой крыла, его аэродинамическими свойствами, чтобы сделать парашют более маневренным, удобным.
Разнообразие и доступность породили такое направление как парашютный спорт. Энтузиасты совершают в воздухе самые немыслимые пируэты, занимаются воздушной акробатикой и собирают в свободном полете фигуры - так называемые формации до 400 человек.
Последнее слово в развитии парашютного спорта - прыжки без парашюта в перепончатом костюме, который позволяет испытать ощущение свободного полета просто планируя, скользя по воздуху. Совсем, правда, избавиться от купола пока не удается - он нужен при приземлении. Но, по словам спортсменов, недалек тот день, когда человек сможет шагнуть за борт самолета без привычного ранца за спиной.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Всероссийский Союз общественных объединений ветеранов десантных войск "Союз десантников России"